Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Психолог, специалист по проблемам памяти Татьяна Николаевна Мазина сравнивает человеческую память с «черным ящиком» самолета, который способен хранить информацию во всех ее подробностях и из которого при необходимости можно ее извлечь. Правда, в отличие от этого устройства, нашу память требуется не только «включить», но и соответствующим образом настроить.

Картотека памяти

-Работа памяти основана на деятельности нейронных сетей, которые обрабатывают и сохраняют информацию, распределенную по разным отделам мозга, - рассказывает Татьяна Мазина. - Поэтому говорить о суще­ствовании некоего «центра памяти» невер­но. Например, оперативная, или кратковре­менная, память связана с деятельностью ко­ры больших полушарий, главным образом ее лобных долей. За долговременную двига­тельную память отвечают подкорковые структуры, мозжечок, а за долговременную эпизодическую память - гиппокамп и таламус. От момента восприятия какой-то ин­формации органами чувств и до момента из­влечения из памяти информация должна пройти сложнейшую обработку.

Эффективность восприятия зависит прежде всего от работы наших органов чувств. Причины многих трудностей в запо­минании станут более понятны, если обра­тить внимание на то, что происходит еще на входе в «черный ящик», то есть на качество вводимой в него сенсорной (от лат. sensus -чувство, ощущение) информации. Нельзя восстановить в памяти то, что не удалось как следует рассмотреть или расслышать. По­этому, замечает Татьяна Николаевна, вмес­то того чтобы ругать плохую память, нужно заняться тренировкой своего сенсорного аппарата, иначе говоря - органов воспри­ятия. Главную роль здесь играют не только зрение и слух, но и внимание.

Если вам требуется запомнить какую-ли­бо информацию надолго, надо приложить к этому дополнительные усилия. Давайте представим себе память в виде постоянно пополняющейся картотеки. Когда в это хра­нилище закладывается новая карточка, она оказывается сверху. Но поскольку память функционирует непрерывно, она будет ото­двигаться все дальше и дальше, теснимая новыми поступлениями. Она вновь окажется сверху лишь в том случае, если вы, хорошо зная ее местоположение, вновь воспользуе­тесь ею. В ином случае она навсегда останет­ся в глубине хранилища.

Примерно такая же судьба уготована по­ступающей в память информации. Она легко воспроизводится лишь в том случае, если вы заложили ее, применив к этому необходи­мые усилия, и время от времени к ней воз­вращаетесь. Только тогда в памяти сформи­руется прочный ментальный образ.

Вопреки распространенному мнению неспециалистов, память не локализуется в каком-либо определенном участке головного мозга. Исследования последних лет, позволяющие следить за изображением работающего мозга, дали ученым возможность проследить, какие отделы мозга участвуют в тех или иных умственных процессах, в том числе и имеющих отношение к памяти.

Если вам не удается вспомнить что-то важное, Татьяна Николаевна обязательно спросит вас: а как вы это запоминали? Хоро­шо ли вы поработали с информацией, закла­дывая ее в память? Если нет, то следы этой информации в памяти слишком незначительны, чтобы ваше сознание нашло к ней верный путь.

Стоит разобраться, что на самом деле повинно в нашей забывчивости - сама ли память или недостаток внимания. Ведь именно умение сосредоточиться на чем-ли­бо мобилизует все наши умственные и фи­зические возможности.

-Быть внимательным - значит уметь мо­билизовать все возможности органов чувств для восприятия окружающего мира, - говорит Татьяна Николаевна. - Внимание - это преж­де всего напряженная, целенаправленная ра­бота восприятия, поэтому необходимо посто­янно совершенствовать свои перцептивные (связанные с восприятием) возможности.

Наша обычная забывчивость в повсе­дневной жизни вызвана не нарушениями памяти, а недостатком внимания. И если восприятие остается поверхностным, па­мять просто не способна удержать проис­ходящее. Поскольку все в природе устрое­но разумно, эта рассеянность внимания яв­ляется неким защитным механизмом, пред­охраняющим мозг от перегрузки, ведь мы ежесекундно подвергаемся воздействию огромного количества информации.

Память человека всегда более совершенна в той области, которая имеет отношение к его интересам и профессии. Математики легче запоминают цифры. У филологов более емкая память на слова - им помогает их любовь к языку. Фотографы, художники и архитекторы наделены хорошей зрительной памятью, так как их глаз натренирован на запоминание образов.

Для того чтобы воспринятые образы и ощущения запечатлелись в памяти и могли быть извлечены по первому запросу, всегда необходимо приложить дополнительное волевое усилие.

Друзья и враги внимания

Существуют разные типы внимания. У неко­торых оно всеядное. Все вызывает у них ин­терес, все они стараются запомнить, загро­мождая память множеством ненужных дета­лей. Это настоящий кладезь разнообразной информации, однако отдача от нее обычно невелика - все эти знания оказываются бес­полезными, поскольку трудно отобрать то, что может действительно пригодиться.

Заинтересованное, или специфическое, внимание сфокусировано на сферах особо­го интереса. Человек, наделенный таким вниманием, может поразить окружающих своими познаниями в определенном виде деятельности. Но его память избирательна: он легко запоминает лишь то, что относится к его любимой теме.

Среди нас больше всего невниматель­ных, рассеянных людей, которые обычно не сосредотачиваются на том, что их окружает. Они особенно часто забывают или теряют вещи. Их память отличается некой фрагмен­тарностью потому, что их внимание как бы скользит по поверхности.

Пространственное зрительное воспри­ятие тоже у всех разное. Разглядывая фото­графию, на которой находится несколько предметов, одни обратят внимание на раз­мещение их в кадре, других сначала заинте­ресуют сами предметы, третьи начнут раз­глядывать антураж. В любом случае внима­ние пробуждается лишь тогда, когда человек хочет что-то запомнить.

- Наверное, волевое усилие - не един­ственное условие сосредоточенного внима­ния. Помнится, в школе на некоторых уро­ках, как я ни старалась внимательно слушать объяснения учителя, в памяти ничего не за­держивалось. Чем это можно объяснить?

- Видимо, эти предметы были вам сов­сем не интересны. Именно интерес мобили­зует внимание. То, что нас не интересует и не вызывает никаких эмоций, обычно и не привлекает пристального внимания. Есть и другие «союзники» внимания - общая лю­бознательность, стремление к намеченной цели, уравновешенность. Людям, испытыва­ющим тревогу или стресс, постоянно погру­женным в свои тяжелые переживания, труд­но быть внимательными.

- Вероятно, существуют и «враги» внима­ния?

- Конечно. В первую очередь это рассе­янность и неспособность к сосредоточению. От постоянного нежелания напрягаться на­ше внимание становится ленивым. Самое страшное для памяти - бездействие. Специалисты считают опасными «врагами» внимания отсутствие целей и утрату любознательности. Стимулы, интерес к жизни сильнее
всего возбуждают наше внимание, а следовательно, и обеспечивают хорошее запоминание информации.

- Есть такие действия, которые вообще не откладываются в памяти. Выйдя из подъ­езда, я не могу вспомнить, закрыла ли я дверь на ключ, выключила ли плиту. А поис­ки очков или ключей иногда просто доводят до отчаяния. Такая забывчивость становится причиной переживаний не только у меня.

- Такие обычные действия, как запирание дверей, выключение света, плиты или утюга, мы проделываем автоматически. Внимание без дополнительного усилия не гарантирует долговременного запоминания. Приведу простой пример. Переходя улицу, вы внима­тельно смотрите по сторонам, не правда ли? Но вы никогда не вспомните, как вы ее пере­ходили, если только чего-нибудь, не дай бог, не случится. Дело в том, что минимальное сосредоточение на каком-либо действии не влечет за собой фиксацию в памяти.

Чтобы потом не вспоминать мучительно, было это или нет, надо каждый раз дополни­тельно стимулировать внимание. Иными словами, чтобы избегать автоматизма, мы должны напрягать внимание несколько дольше обычного. Каким образом? Напри­мер, прислушаться к повороту ключа (шумо­вой эффект) - за счет слуха восприятие уси­ливается. Можно проговорить вслух: «Я за­пираю дверь на ключ». Еще один способ до­полнительной стимуляции внимания - запи­сать в небольшом блокнотике, который все­гда находится при вас: «Дверь заперта».

Знаменитый полярный исследователь Поль-Эмиль Виктор говорил, что ему удается поддерживать обостренное внимание за счет интереса к маленьким радостям жизни. В возрасте 88 лет он так объяснял свое необычайное жизнелюбие: «По вечерам я не засыпаю, пока не подготовлю для себя поле энтузиазма на завтра».

Три стадии внимания напоминают аттракцион «американские горки»: сначала крутой и быстрый подъем, затем ровный участок (внимание поддерживается на нужном уровне), затем стремительный спуск, вызванный утомлением. После этого обязательно следует фаза отдыха. С возрастом и при утомлении фазы отдыха должны быть более продолжительными и частыми.

Игры вместо тренировки

Итак, подведем итог: наша забывчивость проистекает в основном не из-за плохой па­мяти, а из-за недостаточной дополнительной меры внимания. А его, как и другие ин­теллектуальные способности, можно трени­ровать.

Упражнений на тренировку внимания ве­ликое множество. Выберите любые по ваше­му желанию, главное - упражняться регу­лярно, каждый день, хотя бы по 30 минут, на­пример перед сном. Это отвлечет вас от тяжелых дум, принесет необходимое расслаб­ление, успокоит, подготовит ко сну. Очень полезное занятие, хорошо тренирующее внимание, - рассматривание какого-либо рисунка с дальнейшим ответом на вопросы. Внимательно разглядывайте рисунок 30 се­кунд, затем закройте его и письменно отвечайте на вопросы: сколько тех или иных предметов на рисунке? какого цвета тот или иной предмет? какое время показывают настенные часы, если они изображены?

Играйте с детьми в слова. Например, по очереди называйте предметы (имена, горо­да, растения), начинающиеся на определен­ную букву алфавита. Если ваш мозг быстро подбирает нужные слова, значит, у вас хоро­шо налажена система ассоциаций, что су­щественно облегчает работу памяти. Ис­пользуйте такие игры, как ребусы, виктори­ны на наблюдательность и внимание, рисо­вание по памяти, головоломки, судоку.

Многие любят разгадывать кроссворды. Это хороший способ отдохнуть, скоротать время, расширить свой словарный запас. Но это также тренировка гибкости и подвижно­сти ума. Решайте кроссворды, но не «за­стревайте» подолгу на каком-нибудь слове, двигайтесь дальше и делайте паузы, чтобы ваше внимание тоже могло отдохнуть.

Тренируйтесь ежедневно и помните зо­лотые правила активного внимания:

♦ Будьте готовы к восприятию. Развивай­те наблюдательность и поддерживайте гиб­кость ума. Если необходимо запомнить важ­ную информацию, постарайтесь избавиться на этот момент от посторон­них мыслей, чтобы как мож­но лучше сосредоточиться.

♦ Сохраняйте любозна­тельность и интерес к жизни. Познание мира не имеет ограничений по возрасту. Най­дите для себя такое занятие, которое будет поддерживать вашу любознательность в тонусе.

♦ Стройте планы и доби­вайтесь их реализации. Лю­бая цель способствует дви­жению вперед, она придает смысл жизни, даже если планы со временем меняются. Цель - это всегда основ­ной «двигатель» внимания.

♦ Делитесь информаци­ей, то есть передавайте свои знания другим людям, в осо­бенности детям. Этому всег­да предшествует умствен­ная подготовка, стимулиру­ющая внимание, а значит, и память.

Память - это вся наша жизнь. С утра до вечера мы пользуемся ею, сами того не замечая, точно так же, как, не задумываясь, ходим и дышим. Она слишком доро­га, чтобы можно было по­зволить ей просто так слабеть и стареть. Более того, в наших силах сделать так, чтобы память постоянно крепла. Для нее не сущест­вует возрастных ограниче­ний: как и сердце, она со­здана, чтобы служить нам до последнего вздоха. ■

Татьяна Абрамова

Интересная статья? Поделись ей с другими: